По сравнению с другами цветами, красных красок сравнительно немного. Большинство из них изготовляются заводским путем. Те же, которые могут быть
Приготовлены не сложными средствами маленькой мастерской, отличаются сравнительной дороговизной. К этому необходимо добавить, что некоторые красные краски являются не чисто минеральными, а полумйне — ральными. Для их приготовления необходимы — вещества животного или растительного происхождения.
Наиболее простой, доступной для приготовления кустарным способом краской является красная і железная. ;рас1 Она приготовляется из железного купороса, который
UptfN растворяется в воде и подвергается кипячению. В кипя — нахс щую жидкость вливается раствор щавелевой кислоты. е0ді| При этом на дно сосуда выпадает зеленовато-бурый ска| осадок.
Тоні Осадок отфильтровывается от жидкости, промывается,
Ств высушиваеся и подвергается накаливанию до 200° Ц.
І Краска эта имеет красивый красный цвет и отличается ■pd прочностью.
0б; Кармин. Основанием для получения кармина
Служит кошениль — насекомое, живущее на листьях IV колючего растения, кактуса, растущего в Мексике, в Кошениль снимается с кактусовых листьев, обваривается I кипятком, вследствие чего умирает. Высушенная і кошениль толчется и в таком виде поступает в продажу. В кошенили содержится ярко красное красящее J вещество, называемое кармином. ‘ Для извлечения кармина из кошенили существует
Много способов; из них ниже будет указан старинный способ, дающий возможность получать кармин высокого качества.
В вылуженный котел или же эмалированную кастрюлю наливают 10 — 12 бутылок чистой воды. Лучше всего для этой цели брать дождевую воду, как наиболее чистую. Кастрюля покрывается крышкою, и вода доводится до кипения, которое не должно быть бурным.
В воду бросают 25 г (6 золоти.) мелко истолченной и просеянной сквозь сито кошенили и варят ее в течение 3—5 минут; затем к кипящему раствору прибавляется 2 г (У2 золотн.) квасцов и продолжают кипятить в течение 2—3 минут, после чего кастрюлю снимают с огня и дают жидкости остынуть.
"Во время остывания па дно кастрюли осядает густая красная краска, поверх которой находится более светлый раствор. Последний содержит в себе значительное количество кармина. Поэтому его не выливают, а осторожно, стараясь не тронуть осадка, переливают сифоном в несколько плоских тарелок, на дне которых тоже осаживается кармин. Находящуюся над осадком жидкость снова переливают в тарелки, оставляя на первых осадок. Так делается до тех пор, пока переливаемая жидкость не станет слегка розовой. С тарелок собирается и высушивается мелкий порошок, который и является кармином. Он применяется для окраски кондитерских изделий, при изготовлении помады, крема и т. н.
В настоящее время с появлением прочных камеио — угольных красок кармин потерял свое значение и применяется лишь в тех случаях, где применение камено — угольных красок почему бы то ни было недопустимо, как в конфетном и кондитерском производствах.
Кроме кошенили для изготовления красных кра — сок служат еще вещества растительного происхождения.
Хорошую красную краску получают из сандалового дерева, называемого иначе кампешевым. Для этой цели в кастрюле или луженом котелке растворяются в воде квасцы, к раствору прибавляется резное количество истертого в мелкий порошок кампешевого дерева, и кипятится в течение некоторого времени. К проварившемуся раствору прибавляется раствор поташа до тех нор, пока вся краска не выпадет на дно сосуда.
Малярные кратки. Л
Краска отфильтровывается, промывается водою для удаления избытка поташа, а затем высушивается.
Подобным же образом можно при — отовлять краски различных оттенков из коры, снятой со следующих деревьев:
Грушевого, из которого получается красно-кофейная краска,
TOC o "1-3" h z дбового „ „ „ розовая „
К.’іеноіюго „ „ » , „
Ли нового „ ,, „
Осинового „ . „ светло-красная.
Свинцовый сурик. Свинцовый сурик приготовляется в больших количествах заводским путем. Лучший сурик оранжево-красного цвета и получается. нагреванием чистых свинцовых белил в особо устроенных печах. Его часто фальсифицируют, прибавляя к нему мелко растолченный и просеянный кирпич, глину и т. п. Определить посторонние примеси в сурике можно следующим образом-, в запаянную с одной стороны стеклянную трубку, пробирку, кладется сурик и небольшое количество сахара и приливается азотная кислота, при этом чистый сурик растворяется без остатка.
Сурик важен для мелких мастерских в том отношении, что идет для приготовления олифы. Кроме того, из него приготовляется так называемая искусственная киноварь, о чем будет сказано ниже.
Киноварь. Несмотря на то, что киноварь встречается в природе в горных рудах, естественною киноварью никогда не пользуются. Обычно киноварь приготовляется заводским путем. Благодаря своей дороговизне киноварь часто фальсифицируется. Чистая киноварь, взятая на медную пластинку и внесенная в калильное пламя, улетучивается, испаряется, оставив на пластинке черное пятно. Кроме этого испытания чистоты киновари определяют следующим образом: в пробирку помещают немного киновари и, залив раствором едкого натра, кипятят.. Настоящая киноварь при этом принимает желтый цвет.
Как уже говорилось, вместо настоящей, естественной киновари, обычно применяется искусственная. Последняя приготовляется из свинцового сурика, который окрашивается в соответствующий цвет красною каменоугольною краской. В наименее добросовестных мастерских красною краской окраншвается не сурик, а мелко размолотый тяжелый шпат, гипс, глина и т. п.
Красный хром. Красивую красную краску можно получить, если растворить в 5 литрах (10 фун.) воды 25 г (6 зол.) углекисло:о свинца и 10 г (273 зол.) хромовокислого кали. Полученный раствор кипятят полчаса, при этом получается осадок лилового цвета. Осадок отфильтровывают, промывают — водою, а затем обрабатывают 1 % раствором серной кислоты. При этом осадок меняет свой цвет и дает красивую красную краску.
Красная В а н-Д е й к а. Эта краска получается от прибавления к медному купоросу железо-синеродистого кали. Купорос должен быть чистым и не содержать примесей железа. Особенно хороший тон краски получается в том случае, если взять 37,5 частей железо — синеродистого кали, 3,75 частей аммиака и 23 части медного купороса. До прибавления медного купороса железно-синеродистый кали растворяется в горячей воде и к нему небольшими количествами постепенно прибавляется аммиак. Смеси дают постоять несколько времени, после чего прибавляют при помешивании раствор медного купороса, Полученный осадок промывают и сугпат.