Сернистая ртуть существует в двух модификациях — красной и черной; первая известна под названием киновари, а вторая — ртутной черни, или метакиновари. Обе модификации различаются по своему кристаллическому строению и по свойствам. Киноварь кристаллизуется в гексагональной системе (константы решетки:
а = 4,15 А; с = 9,49 А; расстояние Hg—S равно 2,3 А); ее удельный вес 8,15; растворимость в воде 0,7-КН2, теплота сублимации + 27 800 кал. Ртутная чернь кристаллизуется в кубической системе (константа решетки а = 5,858 А; расстояние Hg—S равно
2,52 А); ее удельный вес 7,75; растворимость в воде 0,3* 10~51; теплота сублимации +25 500 кал.
Интересно отметить, что обе модификации различаются также по сжимаемости (под действием высоких давлений), которая примерно вдвое больше у красной HgS, несмотря на ее меньший объем, чем у черной HgS.
Каждая модификация может быть превращена в другую путем нагрева, а именно; краснаячерная при 400° и черная ~> красная при 250—300°; первый переход совершается быстро, второй очень медленно и неполно.
По более ранним данным переход черной модификации в красную происходит при температуре выше 580°; однако это вряд ли может быть признано правильным.
Черная модификация переходит также в красную при обработке ее раствором щелочных сульфидов или полисульфидов, причем в этом случае переход полный.
Обе модификации при нагреве в отсутствие воздуха возгоняются, причем во всех случаях в газовой фазе происходит полный распад сернистой ртути на элементы — серу и ртуть. Температура диссоциации обеих модификаций, по данным различных исследователей, равна 330—650°, по более новым данным она соответствует 385°,
Указанные модификации сернистой ртути существуют в природе, причем красная модификация в виде минерала киновари представляет собой основную форму, в которой ртуть встречается в природе.
Искусственным путем сернистую ртуть можно получить обычными методами, применяемыми для получения сульфидов тяжелых металлов, а именно: взаимодействием солей ртути с сероводородом, сульфидами щелочных металлов или гипосульфитом HgCi2 + H2S —> HgS + 2HCl HgCl2 ~f 2(NH4)2 S —► HgS + 2NH4C1 HgCi2 + Na2S203 — f H20 —► HgS + 2NaCi — f H2$04
и, кроме того, взаимодействием металлической ртути с расплавленной или даже тонкоизмельченной серой:
Hg + S —> HgS
Во всех случаях сернистая ртуть образуется в виде черной модификации.
Красную модификацию сернистой ртути можно получить только из черной путем ее возгонки при высокой температуре с последующей конденсацией или путем обработки ее водным раствором сульфида или полисульфида щелочного металла. Тот же переход черная ~~+ красная происходит под действием высокого давления.
Получение красной модификации сернистой ртути при возгонке может быть объяснено тем, что пары ртути и серы, образующиеся при диссоциации возогнанной сернистой ртути, вступают во взаимодействие лишь при температуре, способствующей образованию красной модификации.
Образование красной модификации из черной в результате обработки водным раствором сульфида или полисульфида щелочного металла происходит вследствие способности сернистой ртути растворяться в растворах сульфидов щелочных металлов с образованием сульфосолей типа K2[HgS2] • 5Н20 и выпадать снова в осадок под действием сульфид-иона S2~.
При действии сульфидов щелочных металлов, по-видимому, происходит одновременное растворение черной модификации сернистой ртути и ее перекристаллизация в красную, которая в данных условиях менее растворима.
Красную модификацию сернистой ртути можно также получить непосредственно из металлической ртути, обрабатывая ее раствором полисульфида щелочного металла, например пятисерни-.
стого калия К2$5. При этом фактически происходят две реакции: образование черной модификации при взаимодействии ртути и серы и переход черной модификации в красную под действием сульфида калия:
Hg+ KaS5 —> K2S4 + HgS (черная)
HgS (черная) HgS (красная)
Таким образом, под влиянием термического воздействия (впер — вом случае) и растворителя (во втором) происходит переход одной модификации в другую.
Метод изготовления киновари возгонкой называется сухим, д обработкой сульфидами щелочных металлов — мокрым. На практике применяют оба метода, однако преимущественное значение имеет мокрый метод производства киновари, так как работа по этому методу менее вредна, его технологическое оформление более просто и, кроме того, при этом образуются пигменты бо* дее яркого и чистого цвета. Вместе с тем необходимо отметить, что сернистая ртуть, полученная мокрым методом, содержит некоторое количество примесей в виде серы и адсорбированных сульфидов. Эти примеси ухудшают качество пигмента, и полностью освободиться от них не удается [54, 55].
Метод получения киновари под давлением практического значения не имеет.