Технологический процесс

На практике в качестве пигмента красного крапплака приме­няют не сложный алюминиево-кальциевый ализарат в чистом виде, а его смесь с большим избытком гидрата окиси алюминия, полу­чаемого в процессе синтеза крапплака.

Сложный алюминиево-кальциевый ализарат содержит 2 моля ализарина на 1 моль алюминия, продажные же сорта красного крапплака содержат лишь 0,3—0,6 моля ализарина на 1 моль алю­миния. Между тем цвет продажных сортов значительно лучше, чем у алюминиево-кальциевого ализарата, а интенсивность лишь не­многим ниже. Это явление следует объяснить очень большой ин­тенсивностью алюминиево-кальциевого ализарата, диспергирующим влиянием гидрата окиси алюминия, а возможно и специфическим

Рис. 186. Кристаллы металлических лаков ализарина;

1, 4, 5, б — кристаллизация из пиридина; 2, 3 — кристаллизация из смеси
пиридина и воды (10—20%).

1,2 — алюминиево-кальциевый лак; Л — алюминиево-бариевый лак; 4—алю-
ми н и е во — б ери л лиевы й лак; 5— железо-кальциевый лак; 6 — хромово-каль-
циевый лак.

1, 3— увеличение в 150 раз; 2, 4,5, б — увеличение в 450 раз.

адсорбирующим взаимодействием последнего с алюминиево — кальциевым ализаратом, вследствие чего избыток А1(ОН)3 не раз­бавляет пигмент, а даже улучшает его свойства.

На практике крапплак также получают в присутствии фосфор­нокислых солей и ализаринового масла (или другого смачиваю­щего вещества). Эти добавки применяют для улучшения цвета и оттенка пигмента.

Кроме того, в производстве обычно применяют не уксуснокис­лые алюминий и кальций, а более доступные сернокислый алюми­ний (или алюмо-калиевые квасцы) и хлористый кальций.

Для получения крапплака пользуются большим числом рецеп­тов;» некоторые из них (в вес. ч.), наиболее часто применяемые, приведены в табл. 98, ■

ТАБЛИЦА 98

Реагенты

№ 1

№ 2

№ 3

№. 4

Кг 5

Ализарин. ………………………………………

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Алюмо-калиевые квасцы………………….

425,0

574,0

475,0

312,0

668,0

Сода………………………………………………..

128,0

168,0

138,0

90,0

210,0

Хлористый кальций………………………..

74,5

80,0

86,0

28,0

59,0

Фосфорнокислый натрий………………….

51,0

37,0

110,0

28,0

42,0

Ализариновое масло………………….

51,0

68,5

П0,0

37,5

80,0

Существуют также рецептуры, в которых содержание квасцов увеличено до 770—950 вес, ч., содержание фосфорнокислого на­трия—до 280—550 вес. ч,, и такие, в которых отсутствует ализа­риновое масло. Крапплак, получаемый без ализаринового масла, применяют для окрашивания изделий, подвергающихся сушке при температуре выше 150°, так как при отсутствии ализаринового масла стойкость крапплака к действию температуры повышается.

Роль фосфорнокислого натрия при получении крапплака заклю­чается в нейтрализации соляной кислоты, образующейся при вза­имодействии ализарина с хлористым кальцием. Свободная соляная кислота ухудшает цвет крапплака, а при большой концентрации она может даже разложить его.

Na2HP04 + HCl —> NaCl — f NaH2P04

При применении уксуснокислых алюминия и кальция добавлять фосфорнокислые соли не нужно, так как свободная уксусная кис­
лота не разлагает крапплак даже при кипячении. Вместо фосфор­нокислого натрия можно применять и другие нейтрализующие ве­щества: соду, мел, уксуснокислый натрий и др. На практике пред­почитают, однако, применять фосфорнокислый натрий, так как в этом случае избыток кальция осаждается в виде СаНР04, кото­рый является значительно лучшим наполнителем, чем, например, мел.

Роль ализаринового масла заключается в том, что в его при­сутствии получается крапплак более живого и яркого цвета с си­неватым оттенком. Ализариновое масло действует как диспергатор и его присутствие оживляет оттенок пигмента [16].

Наибольшее влияние на процесс образования крапплака и его свойства оказывает гидрат окиси алюминия, в присутствий кото­рого ализарин становится реакционноспособным и вступает во взаимодействие как с самим гидратом окиси алюминия, так и с со­лями кальция. Красновский [17] предполагает, что вначале гидрат окиси алюминия адсорбирует соль кальция и ализарин; последний при этом диссоциирует. При дальнейшем кипячении происходит рекомбинация образующегося адсорбционного соединения в алю­миниево-кальциевый лак. Помимо этого, получение устойчивого лака яркого цвета и большой интенсивности обусловливается, как уже указывалось выше, адсорбционными свойствами избыточного гидрата окиси алюминия.

Для получения крапплака пригоден только реакционноспособ­ный аморфный гидрат окиси алюминия. Кристаллический гидрат трудно реагирует с ализарином и образует пигменты тусклого, не­яркого цвета. Аморфный гидрат окиси алюминия получают обычно взаимодействием сернокислого алюминия с содой при кипячении. Следует, однако, иметь в виду, что при этом получается не чистый гидрат окиси алюминия, а его смесь с основными сернокислыми со­лями алюминия, количество которых бывает весьма значительным. Так, гидрат окиси алюминия, полученный по рецептуре № 4 (табл. 98), содержит 10—12% ионов S03* в пересчете на S03. Основные сернокислые соли очень устойчивы и при кипячении с во­дой разрушаются с трудом.

Аморфный гидрат окиси алюминия можно получить очень чи­стым, почти без сернокислых солей, следующим методом: серно­кислый алюминий осаждают избытком соды, полученную взвесь кипятят, добавляют недостающее количество сернокислого алюми­ния и вновь кипятят непродолжительное время. Например, к 72 вес. ч. А12{804)з * 18Н20 добавляют 45 вес. ч. соды, кипятят, добавляют 28 вес. ч. А12(504)з * 18Н20 и вновь кипятят. Необхо­димо отметить, что гидрат, полученный по этому методу, менее реакционноспособен, чем обычный.

Условия получения гидрата окиси алюминия (избыток и недо­статок соды при осаждении, длительность кипячения осадка,

исходная соль алюминия и др.) оказывают определенное влияние на цвет и оттенок получаемого крапплака. Так, при замене серно­кислого алюминия хлористым цвет получаемого крапплака очень сильно изменяется.

Большое влияние на оттенок крапплака оказывает также кис­лотность среды: в кислой среде получаются пигменты более свет­лого и яркого оттенка. При соответствующем подборе среды удается получать пигмент хорошего цвета даже в отсутствие али­заринового масла.

Следует отметить большую зависимость оттенка крапплака от рецептурных и технологических изменений. Фактически этим и объ­ясняется наличие большого числа различных рецептур крапп — лака, так как многие исследователи и практики опытным путем установили оптимальные соотношения реагентов и условия полу­чения продукта требуемого качества.

Технологический процесс получения крапплака состоит из опе­раций приготовления растворов реагентов и синтеза крапплака.

Для получения крапплака исходное сырье применяют в виде растворов с концентрацией около 100 г/д. Ализарин приготовляют в виде водной пасты, так как сухой ализарин содержит обычно крупные, спекшиеся частицы, которые с трудом вступают в реак­цию и загрязняют получаемый пигмент, ухудшая его цвет. Следует иметь в виду, что для получения крапплака необходимо применять тонкодисперсный ализарин, обладающий способностью легко взму­чиваться в воде.

При производстве крапплака сначала осаждают гидрат окиси алюминия, сливая растворы сернокислого алюминия или алюмо­калиевых квасцов и соды при 50°; полученную суспензию кипятят в течение 0,5—2 час. и осадок промывают декантацией или на фильтре до удаления основного количества водорастворимых со­лей (примерно, 2—5 промывок декантацией). Затем к промытому гидрату окиси алюминия добавляют на холоду все остальные ин­гредиенты— хлористый кальций, фосфорнокислый натрий и ализа­риновое масло в виде растворов, ализарин— в виде тонкой взвеси, полученной из пасты. Смесь тщательно перемешивают в течение 1—2 час., медленно доводят до кипения и кипятят в течение 4— 6 час. Режим подогревания имеет большое значение и его прово­дят по определенному графику. Длительность периода подогрева­ния колеблется в отдельных рецептурах от 2 до 6 час.

После окончания процесса синтеза крапплак промывают для удаления из него водорастворимых солей, затем фильтруют и сушат при температуре не выше 60—70°. Процесс промывки весьма длителен из-за плохого отстаивания и медленной фильтруе — мости. Фильтрация и промывка крапплака производятся с приме­нением листовых вакуум-фильтров, сушка — в вакуум-сушилках типа Венулет, а размол — на мельнице типа колоплекс или кэк — мюле.

Процесс получения крапплака иногда видоизменяют таким об­разом, что сначала растворяют ализарин и соду в воде и получен­ный фиолетовый раствор добавляют к смеси всех реагентов, тща­тельно перемешивают, подогревают до кипения и кипятят в ука­занных выше условиях.

При получении крапплака под давлением сначала обычным пу­тем приготовляют гидрат окиси алюминия, смешивают его с осталь­ными реагентами, смесь размешивают 3—4 часа, вносят в авто­клав, нагретый до 50°, в течение 0,5—1 часа поднимают темпера­туру до 85° и закрывают вентиль автоклава. Через 1,5 часа темпе­ратуру доводят до 125°, давление до 2 атм и при таких температуре и давлении выдерживают реакционную массу в течение 2 час. За­тем в течение 1 часа спускают давление и суспензию при помощи водяного холодильника охлаждают до 80°, после чего автоклав разгружают и сливают массу в бак. Образовавшийся пигмент про­мывают, фильтруют и сушат.

При работе под давлением хорошие результаты получаются по рецептуре № 5 (табл. 98),

Работа под давлением приводит обычно к усилению яркости пигмента; светостойкость при этом не улучшается.

Крапплаки других цветов. Светло-красный, розовый и фиолетовый крапплаки производятся тем же способом, что и крас­ный крапплак. Светло-красный крапплак отличается меньшим со­держанием ализарина: 0,1—0,2 моля на 1 моль алюминия.

Розовый крапплак представляет собой алюминиево-кальциевый лак пурпуринкарбоновой кислоты.

Фиолетовый крапплак получается при введении в рецептуру некоторого количества железного купороса.

Цвет крапплаков из пурпурина и сульфокислоты пурпурина — красный с коричневым оттенком; из антрагаллола — коричневый с фиолетовым оттенком.

По светостойкости крапплаки располагаются в следующий ряд: пурпуринкарбоновая кислота > пурпуринсульфокислота > пурпу­рин > ализарин > ализарин бордо > антрагаллол. По другим дан­ным, светостойкость пурпуринового крапплака ниже ализарино­вого.

Интенсивность крапплака из ализарина выше интенсивности лаков на основе пурпурина, пурпуринкарбоновой кислоты и антра — галлола.

В качестве примера приводим рецептуру фиолетового крапп­лака (в вес. ч.):

Ализарин……………………………………………………………………….. 100

Алюмо-калиевые квасцы………………………………………………….. 370

Хлористый кальций………………………………………………………… 126

Фосфорнокислый натрий………………………………………………….. 465

Ализариновое масло…. ………………………………………….. 114

Железный купорос…………………………………………………………. 40,5

Крапплак должен удовлетворять следующим требованиям:

Реакция водной вытяжки……………………………………… Нейтральная

Отношение к воде и органическим растворите­лям:

водная вытяжка (холодная и горячая) . . Бесцветная

бензол и скипидар……………………………………… Не окрашивается

этиловый спирт и бутилацетат …………………… Слабое оранжевое окрашива­

ние, не более, чем у эталон-
ного образца

Цвет и оттенок………………………………………….. По эталону

Интенсивность……………………………………………………. Не ниже эталона

Зольность в %, не более…………………………………….. — 35 —

Остаток на сите 16 000 omejcM2 в %, не более 2,0 1,0 3,0

Примечания: 1. В крапплаке для ледерина лимитируется отсутствие миграции при 120° в течение 2 час.

2. В крапплаке для печатных красок лимитируется отсутствие сернистых и других соединений, вызывающих потемнение медной пластинки.

3. В крапплаке для нитроэмалей лимитируется отсутствие бронзирования поверхности, а также желатинирования краски при хранении ее в течение 10 суток.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.