ИМИТАЦИОННАЯ ОТДЕЛКА ПОД ЦЕННЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВА, КАМНЯ И ПОЗОЛОТУ

Существует много способов, позволяющих при помощи лако­красочных материалов воспроизводить на металле, дереве, картоне, бумаге и других материалах текстуру и цвет ценных пород древеси­ны — ореха, красного дерева, карельской березы, палисандра, ясеня, а также имитировать поверхность камней (мрамор) и дорогих ме­таллов.

Практическое применение получили следующие способы ими­тации: ручная разделка, аэрография, печать через клише, разделка по трафарету, декалькомания, тонирование, лессирование.

Ручная разделка. На подготовленную поверхность наносят ими­тируемый рисунок ценной породы древесины или камня с помощью набора ручного инструмента и приспособлений, которыми служат кисти, резиновые гребешки, щеперки, губки, флейцы и др. Подле­жащую покрытию металлическую или другую поверхность грунту­ют, при необходимости выравнивают шпатлеванием, после чего на­носят фоновый слой из воднодисперсионной, алкидной или нитрат — целлюлозной краски, соответствующий по цвету имитируемому образцу. На высушенный фоновый слой наносят покрывной слой медленно высыхающей краски (обычно масляной) более насыщен­ного, чем фон, цвета и проводят разделку (нанесение рисунка), на­пример, применительно к текстуре ореха (рис. 11.3).

Ручная разделка из-за трудоемкости и малой производительно­сти в настоящее время применяется редко. Ее используют в про­стейшем варианте для имитации древесины при окрашивании сей­фов, дверных полотен, металлических и деревянных перегородок, иногда панелей помещений.

Аэрография. Этот способ имитации поверхности связан с при­менением специального инструмента — небольшого краскораспыли­теля-аэрографа, имеющего диаметр сопла 0,4-0,б мм. Аэрограф по­зволяет путем изменения расстояния от сопла до окрашиваемой поверхности и скорости перемещения получать как тонкие четкие линии и отпечатки, так и широкие полосы с мягкими перехода­ми и полутонами. При аэрографическом способе используют также

Шаблоны-накладки, благодаря которым рисунок наносится на опре­деленные участки изделий. Подготовка поверхности проводится так же, как и при ручной разделке.

Аэрографический способ имитации считается достаточно произ­водительным, но требует от работающего определенного навыка и художественного вкуса.

Способ печати позволяет достаточно точно воспроизводить ри­сунок имитируемой породы древесины или камня. Это достигается тем, что изображение переносится на изделие с клише — медной или латунной пластины (изображение оригинала на клише получено фо­тохимическим путем).

Техника имитационной отделки способом печати состоит из сле­дующих операций: подготовка поверхности, включая нанесение фо­нового слоя; нанесение краски на клише; перенесение рисунка (крас­ки) с клише на покрываемую поверхность с последующим его закре­плением (сушкой). Для нанесения фонового слоя требуемого цвета и тона применяют разные виды быстросохнущих красок и эмалей водного и неводного типа, для имитации рисунка — хорошо растер­тые краски (например, художественные) с повышенной вязкостью. Краску (отпечаток) с клише на окрашиваемую поверхность перено­сят обычно на печатных станках, реже вручную.

Этот способ нашел применение для имитационной отделки из­делий правильной формы, в первую очередь деревянных и металли­ческих щитов, видовых панелей и др.

Разделка по трафарету. Этот способ достаточно широко приме­няется на практике при набивке фризов и бордюров помещений, а

Также при изготовлении панно и различных надписей. Трафарет — тонкий плоский лист металла, плотного картона или стойкой к рас­творителям пластмассы с вырезанными отверстиями, совокупность которых составляет требуемое изображение. Существуют простые, многокрасочные, обратные, контурные и другие трафареты. Для на­несения рисунка трафарет плотно прижимают к поверхности; краску наносят краскораспылителем, аэрографом или жесткой трафаретной кистью. При разделке стен иногда используют трафареты, изготов­ленные из редкой ткани — тюля. Тюль натягивают на раму, после чего для упрочнения покрывают нитратцеллюлозным лаком или пропи­тывают клеем.

Декалькомания. Посредством декалькомании на металлическую и другую поверхность наносят надписи, фабричные знаки, орнамен­ты, различные художественные изображения, текстуру ценных по­род древесины и т. д. Для осуществления этого метода служат нане­сенные на бумагу однокрасочные или многокрасочные отпечатки — деколи.

В основном применяют так называемые сухие деколи — красоч­ные изображения, нанесенные на липкую лавсановую пленку или алюминиевую фольгу, проклеенную бумагой. Технология их нанесе­ния крайне проста: механически снимается защитный слой бумаги, и деколь приклеивается к изделию. При необходимости применяют последующее лакирование поверхности.

Тонирование — один из видов имитации позолоты и других ме­таллов посредством применения лакокрасочных покрытий. Наи­более старый способ имитации позолоты связан с применением жидких лакокрасочных материалов и светостойких жиро — или спир­торастворимых органических красителей (например, желтого свето­прочного 3 и др.).

Применяют два способа тонирования: по первому краситель рас­творяют в лаке — алкидном, полиакрилатном, мочевиноформальде — гидном, полиуретановом (концентрация 1-5 г/л) и окрашенный лак наносят на поверхность, по второму — крашению подвергают готовое покрытие. В последнем случае лакированные изделия помещают в водный раствор, содержащий: 3,0-3,5 г/л красителя и 1-2 г/л ПАВ (порошок ’’Новость”). При 70-80 °С уже через 1 мин пленка приобре­тает ровный золотистый цвет.

Имитации таким способом подвергают не все металлы. Наилуч­ший эффект достигается при нанесении покрытий на полированный алюминий, блестящий никель, полированный цинк.

Значительно более долговечные и светостойкие покрытия, ими­тирующие позолоту, получают с применением порошковых лаков.

Технология их изготовления состоит в следующем. На поверхность металла (силумин и др.) после обезжиривания наносят электроста­тическим распылением или в кипящем слое порошковый эпоксид­ный лак, например "Valophene 07". После отверждения на покрытие вакуумным напылением наносят алюминий. Завершающей стадией процесса является окрашивание изделия порошковым полиэфир­ным лаком, содержащим термостойкий нерастворимый в воде кра­ситель золотистого цвета.

Другой вариант получения имитационных покрытий связан с использованием в порошковых составах небольших количеств пиг­ментов и наполнителей неорганической природы. Так, для имитации позолоты используют нитрид бора, слюду с нанесенными микро­слоями оксидов титана и железа, для имитации жидкого никеля — тонкоизмельченный алюминий, для получения "мерцающих" по­крытий — добавки боросиликатного стекла. В зависимости от назна­чения покрытий применяют полиэфирные, полиакрилатные или гибридные составы.

Такие покрытия особенно широко применяют при изготовлении мебельной фурнитуры, футляров часов, различных украшений.

Лессирование — процесс получения лессирующих покрытий. Последние находят применение при отделке изделий машинострое­ния — велосипедов, мотоциклов, мотороллеров, автомобилей. Лесси­рующий эффект достигается тем, что прозрачное, окрашенное цвет­ными красителями или пигментами покрытие наносят на светоот­ражающий грунт. Так, при окрашивании велосипедов применяют меламиноалкидную грунтовку (МЛ-012), пигментом в которой слу­жит алюминиевая пудра. Поверх грунтовки наносят слой лессирую­щей эмали (МЛ-169). Вместо кроющих пигментов в эмали вводят лессирующие органические пигменты разных цветов. Для предохра­нения лессирующего слоя и улучшения защитной способности по­крытия поверхность дополнительно лакируют бесцветным жидким или порошковым лаком низкотемпературного отверждения.

Новым достижением в создании имитационных покрытий явля­ется разработка покрытий "Decoral" на принципе перевода изображе­ния в покрытие посредством сублимации (Subli-Coat). Покрытия получают на основе порошковых лаков. Сам процесс получения по­крытий крайне прост. На поверхность металла или стекла, предвари­тельно очищенную от загрязнений, накатывают ленту с изображением имитируемой поверхности. Изделие с лентой помещают в вакуум­ную установку. При нагревании в результате сублимации окра­шивающего вещества рисунок переносится с ленты на покрытие, проникая на всю глубину пленки. Покрытия отличаются четкостью

ИМИТАЦИОННАЯ ОТДЕЛКА ПОД ЦЕННЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВА, КАМНЯ И ПОЗОЛОТУ

Рис. 11.4. Имитационные покрытия "Dйcorai":

А, б- под ценные породы древесины; В- под мрамор

Изображения, они водо — и светостойки, устойчивы к истиранию. Технология разработана в 1995 году фирмой "DuPont". Она позволя­ет полностью имитировать любые породы древесины, мрамора, цен­ных камней и других материалов. На рис. 11.4 в качестве примера показаны образцы таких покрытий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.