Современные художественные краски отличаются широким набором используемых в них пленкообразующих систем: масляные (безраствори — тельные) пленкообразователи, растворы синтетических или природных олигомеров и полимеров в органических растворителях или воде, водные дисперсии полимеров. Разнообразны и виды живописных работ: масляная живопись, станковая и монументальная живопись, плакат, реклама, акварель и т. д. В результате требования к пигментам для художественных красок весьма многообразны. В частности, помимо общих требований по укрывистости, красящей способности, дисперсности и другим показателям пигменты для художественных красок должны обладать чистым насыщенным цветом, воспроизводимым от партии к партии выпускаемого пигмента, высокой атмосферо — и светостойкостью, стойкостью к действию воды и агрессивных атмосферных газов, совместимостью друг с другом. В отдельных случаях требуется некоторая «прозрачность» пигмента, т. е. способность давать лессирующие покрытия.
Практически все рассмотренные выше пигменты используются в художественных красках. Кроме того, для этой цели применяются пигменты, которые не получили широкого распространения вследствие токсичности (ПДК<0,02 мг/м3) или высокой стоимости. Дополнительно к той цветовой гамме, которую дают пигменты общего назначения, в том числе органические пигменты, в художественных красках используются специально производимые для этого вида лакокрасочных материалов и рассматриваемые ниже пигменты.
Желтый кадмий представляет собой сульфид кадмия CdS с небольшим содержанием сульфида цинка (0,1—0,5 %), кристаллизующийся в гексагональной системе.
Регулирование цветовых оттенков (лимонный, светло-желтый, золотисто-желтый, темно-желтый) желтого кадмия осуществляется путем изменения содержания сульфида цинка, с которым сульфид кадмия образует твердые растворы.
С целью снижения стоимости пигмента желтый кадмий смешивают с сульфатом бария. Такие смешанные пигменты носят название кадмо — поны и в отдельных случаях могут полноценно заменять желтый кадмий.
Желтый кадмий получают двумя методами. При осадочно-прокалоч — ном методе сульфид кадмия осаждают из раствора сульфидом натрия, после чего полученный осадок прокаливают. При прокалочном методе высокотемпературной обработке подвергают смесь карбоната кадмия и серы: CdC03 -»- CdO + C02,
2CdO + S-,. 2Cd + S02,
Cd + S — * • CdS.
Красные кадмиевые пигменты представляют собой твердые растворы сульфида и селенида кадмия CdS-nCdSe. В зависимости от значения п цвет пигмента колеблется от оранжевого до пурпурного: при я —0,1 — ж, елто-оранжевый, при п = 0,15-г-0,2 — оранжевый, при п = 0,54-0,6— красно-пурпурный. Пигмент кристаллизуется в кубической и гексагональной системах. Имеет высокие пигментные свойства, свето — и атмосферостоек. С целью снижения стоимости красный кадмий смешивают с сульфатом бария и получают красные кадмопоны. С этой же целью селенидо — сульфиды кадмия получают осаждением на каолине — в этом случае получают так называемые кадмолины.
Красный кадмий получают аналогично желтому с введением в состав шихты соединений селена.
Ртутная киноварь представляет собой сульфид ртути HgS, кристаллизующийся в гексагональной системе. Пигмент красного цвета, характеризуется высокой укрывистостью и красящей способностью. В присутствии паров воды обладает недостаточной светостойкостью. При длительном воздействии света темнеет, что связано с перестройкой кристаллической системы из гексагональной в кубическую — черного цвета.
Ртутно-кадмиевые пигменты представляют собой твердый раствор сульфидов ртути и кадмия, кристаллизующихся в гексагональной системе. Цвет от оранжевого до пурпурного. Обладают высокой укрывистостью и светостойкостью.
Неаполитанская желтая БЬгОб’/гРЬО. В зависимости от значения п цвет пигмента колеблется от зеленовато-желтого до розовато-оранжевого. Пигмент характеризуется высокой укрывистостью и светостойкостью.
Кобальт фиолетовый темный — безводный фосфат кобальта СОз (Р04)2. Пигмент темно-фиолетового цвета. Характеризуются высокой свето — и атмосферостойкостыо.
Кобальт фиолетовый светлый — моногидрат фосфата кобальт-аммония CoNH4P04-H20, светостойкий,
Марганцовая голубая — изоморфная смесь гипоманганата и основного сульфата бария BaAMnOA-BaSOABaO, лессирующий свето — и атмосферостойкий пигмент.
Марганцовая фиолетовая — двойная соль пирофосфата марганца и аммония МпМН4Рг07. Пигмент яркого цветового тона, лессирует.
В качестве лессирующих пигментов в художественных красках также широко используют изумрудную зелень, ультрамарин, марсы — желтый, оранжевый и коричневый, органические пигменты.