Помимо выбора наблюдателя с нормальным или средним цве- товосприятиём, важнейшим фактором для правильной оценки при визуальном сравнении цвета является освещение.
— Д-еетатечне-увндеть-и-зменен-йе цвета-си нтстта гг пурпурных цветов в лучах солнечного света, чтобы понять, насколько сильно может зависеть цвет от изменения освещения. Старый метод сравнения цветов предполагал в качестве источника освещения рассеянный дневной свет, вероятно, наиболее воспроизводимый естественный источник. Большинство сравнений сейчас производят в камерах с тщательно подобранными флуоресцентными лампами и контролируемыми условиями наблюдения, приведенными в стандартах: международном ISO 3668—1976 и британском BS 3900: Part DI : 1978 [12]. Эти стандарты предусматривают как естественный рассеянный дневной свет интенсивностью не менее 2000 люкс, так и искусственное освещение с интенсивностью 1000—4000 люкс. Для общего употребления рекомендуется нейтральный серый фон с уровнем освещенности 15% (Мансел N4—N5), а для белых цветов предпочтительнее более яркий фон с уровнем освещенности 30% (Мансел N6). Образцы лучше всего располагать так, чтобы их кромки частично перекрывались; рассматривать их следует с расстояния не менее 500 мм. Метамеризма можно избежать, например, путем переключения на вольфрамовую лампу или на другой источник с радикально отличающимся спектральным распределением. Метамеризм, действительно, часто является причиной ошибок при визуальном цветовом сравнении. В крайних ситуациях, если сравниваются сильно метамерические цвета, наблюдатель может видеть красноватую область с одной стороны линии соприкосновения образца и стандарта и сине-зеленую область — с другой стороны.
Проблемой является возможное выцветание или другое изменение цвета стандартов. Рабочие стандарты, которые показывают значительное изменение цвета при регулярных инструментальных проверках, должны быть заменены.
Существует два основных метода измерения цвета поверхностей. Первый, называемый трехстимульной колориметрией, напоминает визуальный метод, и заключается в прямом определении параметров X, У, 1 (см. 14.4.1). Второй метод основан на определении коэффициента отражения (Я) в каждом из диапазонов длин волн, в котором чувствителен глаз, с последующим вычислением визуальных характеристик путем суммирования произведений Я на стандартные величины распределения чувствительности для трех цветовых характеристик (х, у, 2). Трехстимульная колориметрия теоретически имеет преимущества, особенно для флуоресцентных материалов.