ЗОЛОЧЕНИЕ И БРОНЗИРОВАНИЕ

Золочение ло дереву

Существуют следующие способы золочения: золочение на полименте; гульфарбенное золоченне; морданное золочение.

При подготовке поверхности древесины под золоченне ее зачи­щают, отдельные дефекты устраняют шпаклевкой, шлифуют, неболь­шие сучки, мелкие трещины и пр. заклеивают марлей, после этого поверхность два-три раза проклеивают жидким горячим раствором высококачественного мездрового клея с полной просушкой древесины после каждой проклейки. 21—1349

Для проклейки применяют 10%-ный раствор клея для первого pasa и 20%-ный раствор клея для второго раза. Затем поверхность грунтуют до десяти раз левкасом — жидкой шпаклевкой с тщатель­ной просушкой каждого слоя.

Левкас — жидкая шпаклевка (Х.44) (в % по весу)

Клей мездровый высококачественный. . 8 Мел отмученный 37

Вода 55

Сначала готовят раствор йлея, а затем при перемешивании до­бавляют мел. Левкас наносят в теплом виде при температуре 40—50° С.

После нанесения левкаса поверхность расчищают, промывают во­дой и просушивают, а затем окончательно шлифуют сухим хвощом до блеска.

Золочение на полименте. Подготовленную поверхность перед на­ложением на нее листочков сусального золота или потали не менее четырех раз покрывают клейким составом — полиментом — при по­мощи кисти из беличьего волоса.

Полимент (Х.45)

(в частях по весу)

Графит……………………………………………………………… 6

Глина жирная отмученная. 20

Воск . ………………………………… 25

Промышленность выпускает полимент в сухом виде. Его разводят на месте работ яичным белком, предварительно перемешав его с холодной водой в соотношении 1 : 1 или 1 : 2, без образования пены. Затем полученную смесь выдерживают несколько дней в стеклянной закупоренной посуде в теплом месте. Каждый слой нанесенного по­лимента хорошо просушивают и тщательно выглаживают. Перед на­ложением листочков золота на покрытую полиментом поверхность наносят две-три капли этилового спирта, разбавленного кипяченой водой. Последняя операция состоит в разглаживании наложенного золота зубком из твердого камня: агата, сердолика или кремния.

Полимент можно приготовить на стройке. Существует несколько способов приготовления, которые в основном сводятся к добавлению в глину мыла, воска и жиров для придания ей большей пластичности. Приводим один из составов:

Глина жирная отмученная I кг

Мыло (ядровое) . 15 г

Воск …. 10 »

Сало свиное 10 »

Глину разжижают водой до образования полужидкой кашице­образной массы. Массу нагречают на водяной бане и поддерживают

В горячем состоянии до конца опьрацнн. В отдельной посуде расплав­ляют мыло и добавляют к нему воск и сало Эту смесь добавляют к глинистой кашице и перемешивают до получения однородного со­става. Перед наложением полимент разводят геплым клеевым (10— 15%-ным) раствором и пропускают через частое сито (3600— 4900 отв см2).

Гульфарбенное золочение. Подготовка поверхности под золоче­ние такая же, как и под лакировку. Чем глаже грунт, тем лучше будет выглядеть на нем позолота. Гульфарбу (Х.46) наносят на подготовленную поверхность только после полного высыхания грун­та. Наносить ее нужно тонким слоем без nponyci ов при помощи мяг­кой кисточки. В тех случаях, когда цвет грунта не соответствует цвету золота, к гульфарбе добавляют небольшое количество тонко­тертой охры, употребляемой для художественных работ. Гульфарбу нужно наносить не очень жирно, так как иначе листочки золота при наложении будут втапливаться в гульфарбу. Хорошая гульфарба должна быстро высыхать от пыли (через 12 ч) и сохранять в течение 36—48 ч отлип.

Состав гульфарбы (Х46) (в частях по весу)

Масляный лак (4с, 5с) , . . 2

Олифа натуральная. 1

Перед употреблением состав хорошо перемешивают. После на­несения покрытие предохраняют от пыли и через двое суток по от — липу накладывают листочки золотой фольги при помощи мягкой кисточки. Листочки тщательно разглаживают кисточкой и затирают ватным тампоном.

Морданное золочение. Этот вид золочения является разновид­ностью гульфарбенного. В этом случае на поверхность вместо гуль­фарбы наносят специальный морданный лак. Подготовка поверхности выполняется так же. После того как поверхность полностью про­сохла, на нее наносят при помощи кисточки три-четыре раза мордан­ный лак с небольшим количеством желтого крона или охры. Выдерж­ка между покрытиями должна быть не менее 7 дней. После окон­чания подготовки поверхности на нее наносят кистью нежирный слой морданного лака и сразу же протирают чистой ватой до полу­чения тонкого матового слоя. Через двое суток по отлипу поверх­ность покрывают листочками золотой фольги.

Броизировэние древесины

Поверхность под бронзирование подготавливают так же, как под золочение. Выполняется двумя способами: на отлип и по тинктуре.

Бронзирование иа отлип. Подготовленную поверхность покрыва­ют масляной краской под цвет бронзового или алюминиевого порош­ка и на стадии отлипа опыляют ее порошком при помощи заячьей лапки или мягкой кисти. 21*

1 л

0,4—0,45 кг 0,22 »

Бронзирование по тинктуре. В этом случае нанесенному слою краски дают просохнуть и затем его покрывают при помощи кисти бронзовым лаком.

Бронзовый лак (Х.47)

Масляный лак № 8 . . Бронза золотистая. . Илн алюминиевая бронза

При работе лак необходимо чаще перемешивать для того, чтобы пудра не оседала на дно. После этого поверхность полностью просу­шивают и излишки порсшка стирают с нее мягкой тряпкой илн кистью. Для, закрепления бронзовой пудры и придания поверхности блеска ее покрывают бесцветным лаком.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.