Сырые материалы, применяемые для изготовления минеральных красок

Как уже указывалось, в настоящее время материалы для приготовления красок вырабатываются на особых химических заводах.

При небольшом производстве, когда для приготовле­ния красок применяются небольшие количества мате­риалов, их приобретают 6 москательных лавках. При значительном производстве дешевле покупать на хими­ческом заводе.

Ниже будут описаны наиболее употребительные из материалов, применяемых для изготовления красок, при чем на те, которые могут быть легко изготовлены домашними средствами, будет обращено особое вни­мание.

Среди материалов необходимо различать щелочи, кислоты и соли.

Щелочи и кислоты отличаются при помощи л а к — м усовой бумаги, которую можно приобрести в любом аптекарском магазине. Лакмусовую бумагу всегда следует иметь при изготовлении красок, так как при помощи этой бумаги часто приходится определять, достаточно ли промыта краска.

Лакмусовая бумага бывает двух цветов: красная и синяя. Если синюю бумагу опустить в какую-нибудь кислоту—уксусную, соляную, азотную и т. д. —■ она ста­новится красной. Синяя лакмусовая бумага от кислоты краснеет.

Если яге растворить в воде соду, поташ или каусти­ческую соду, применяемую при варке мыла, и опустить в этот раствор красную ‘лакмусовую бумажку, она синеет.

Этими свойствами лакмусовой бумажки часто при­ходится пользоваться мастеру-красильщику, и он должен твердо их помнить.

Чтобы понять, что такое соль произведите следую­щий опыт: растворите в стакане воды небольшой кусок каустической соды. Когда он распустится совер­шенно, подлейте небольшое количество серной кислоты. От приливання серной кислоты раствор не замутится, останется таким же, как был. Перелейте из стакана раствор в кастрюльку и начните подогревать на плите. Жидкость закипит, начнет обращаться в пары и испаряться. Через несколько времени вся вода выкипит, и на дне кастрюльки останется неболь­шое количество белой массы. По виду она напо­минает кухонную (поваренную) соль. Каустическая сода называется иначе едкий натр. Полученная на дне кастрюльки масса называется с е р н о-н а т р о в о ю солью, так как она получилась из серной кислоты и едкого натра. Соль получается от дей­ствия кислоты на щелочь. Таким же образом от действия уксусной кислоты на едкий натр получается уксусно-натровая соль; от действия азотной кислоты на едкий натр — азотно-нагровая соль, называемая селит­рой; от действия на известь серной кислоты — серно — известковая соль, гипс и т. д.

Если расі-ворить соль в воде и опустить в нее лакму­совую бумажку, то ни красная, ни синяя бумажка не изменят" своего цвета.. Большинство солей ни щелочные, ни кислые. Такие соли называются нейтральными. Есть, однако, соли меняющие цвет лакмусовой бумажки. Так, хорошо известная всем питьевая сода щелочная. Она меняет красную лакмусовую бумажку в синий цвет. Есть и кислые соли, от которых синяя лакмусовая бумажка становится красной.

Из щелочей в красочном производстве чаще всего применяются поташ, сода и едкий натр.

Поташ получается из золы деревьев и рас­тений и может легко быть приготовлен кустар­ным путем. Это удобно и выгодно в особенности в том случае, когда производство ведется в местности, где дешево топливо.

Золу помещают в бочку и при перемешивании зали­вают водою, которая растворяет содержащийся в золе поташ. Раствор отфильтровывают в баке с двумя днищами, о котором говорилось выше. Раствор поме­щают в плоские железные сковороды и выпаривают до­суха. В сковородах остается так называемый серый поташ. В нем чистого поташа содержится около 60%. Остальные 40% состоят из других солей, которые нахо­дятся вместе с поташем в золе.

Серый поташ можно очистить. Для этого поташ помещается в деревянный чан и при помешивании заливается равным количеством воды. Вода растворит поташ, большая же часть посторонних примесей осядет на дно. Раствор снова сливают в сковороды и выпа­ривают досуха. Полученный таким образом поташ значительно чище серого поташа и может быть при­менен в красочном производстве. Такой поташ назы­вается л и т р о в а н н ы м. Для получения поташа при­меняется либо лесная зола, получаемая при сжи­гании в лесу деревьев и кустарников, либо же печная зола. Последняя получается сожиганием древесного топлива в печах.

Если поблизости от красочной мастерской имеется обилие золы и если поташ постоянно требуется в произ-‘ водстве, для добывания его ставится ряд чанов (см. черт. 3) с двойным дном, из которых верхнее решет­чатое. Такие чаны ставят один выше другого в ряд уступами так, чтобы жидкость из одного чана могла быть перепускаема в другой, ниже стоящий. На решет­чатое дно настилают солому, на которую насыпают золу и наливают воду. Раствор, постепенно перепуо — каемый из верхнего чана, чрез промежуточные, до нижнего, крепчает и, в конце кондов, его сливают в котлы или испарители для выпаривания.

После выпаривания получается сырой поташ светло- коричнего цвета с содержанием воды до 6%.

Прокаливанием сырого поташа можно удалить воду и разрушить окрашивающие вещества отчего поташ получает серый цвет и рассыпчатый вид.

При продолжительном стоянии на воздухе поташ становится влажным и расплывается.

Сырые материалы, применяемые для изготовления минеральных красок

Ед»кий натр и сода. Едкий натр или каустиче­ская сода вырабатывается на заводе. Приготовление ее кустарным способом затруднительно. Обычно она продается в запаянных железных барабанах. Если каустическая сода покупается не в запаянном барабане, а с рук, небольшим количеством, то при покупке нужно быть осторожным. В последние годы, когда сильно развилось кустарное мыловарение, часто случалось, что неопытные мыловары покупали вместо каустической соды хлористый кальций. По внешнему виду он тоже представляет собою белые куски, оплывающие на воз­духе. Если бы мыловары пробовали покупаемый товар па лакмусовую бумажку, они увидели бы, что это не сода. Лакмусовая бумажка от прикосновения к хлори­стому кайьдию не меняет своего цвета.

Сода существует в продаже в двух видах ■— так называемая питьевая и бельевая сода.

Сода ирш отовляется заводским путем. Если облить соду какой-нибудь кислотой, например уксусной или — же соляной, она начинает шипеть.

Известь. Известь получается из известняка, кото­рый подвергается накаливанию. Для красочного про­изводства должна применяться совершенно чистая известь, без посторонних примесей, которые вредят чистоте красок. Ооьтчно к извести бывают примешаны или соединения железа, или же магнезия. Первые можно узнать но красному цвету. Магнезия узнается таким образом: к небольшому количеству извести приливается много воды. Если известь растворится не вся, то нерастворившийся осадок и есть маг­незия.

При производстве красок обычно применяется не жженая, а гашеная известь. Ее получают вспрыскивая жженую известь водою. Вспрыскивание продолжают до тех пор, пока куски извести не превратятся в поро­шок. Порошок просеивается и сохраняется в хорошо закрытых сосудах, чтобы в него не проникал наружный воздух.

При производстве красок порошок разбавляется водою до тех пор, пока не получится кашицеобразной массы. Иногда, же воды прибавляется итого и полу­чается так называемое — известковое молоко.

Из кислот при производстве красок наиболее часто применяются соляная, серная, азотная и щавелевая кислоты. Все кислоты производятся заводским путем и при красочном производстве покупаются непосред­ственно на заводах или же у москательщиков.

Из солей чаще всего приходится работать со сле­дующими:

Железный купорос. Это дешевый продукт, которым пользуются для изготовления железных красок. Чистый, свеже-нриготовленный железный купорос зеле­ного цвета. По мере стояния на воздухе он теряет свою окраску и становится желто-бурого цвета.

Желтое синькали.’ Продается в виде больших желтых кусков, хорошо растворимых в воде. Произ­водится на заводах, но легко может быть приготовлен и кустарным путем в особенности в том случае, если поблизости имеется кожевенный завод или бойня, с которых можно получать животные отбросы — рога, копыта, обрезки кожи, мездры и т. п.

Производство ведется следующим образом: в желез­ный котел нагружаются животные отбросы, поташ и железные опилки. Все это тщательно перемешивается и подвергается нагреванию. Производить нагревание в закрытом помещении нельзя, так как при производ­стве выделяются вонючие, сильно действующие газы.

Когда подогреваемая масса спечется, ее обрабаты­вают водою, которая и растворяет синька, ти. Раствор отфильтровывается и выпаривается до тех пор, пока на дно сосуда не выпадают желтые куски синькали.

В продажное синькали часто подмешивают для фальсификации сернокалиеву соль. При производстве красок опа не приносит вреда, но она стоит гораздо дешевле синькали.

Узнать фальсификацию можно следующим образом: к раствору синькали в воде, налитому в стакан, при­ливают раствор хлористого бария (см. ниже). Выпавший на дно белый осадок показывает, что к синь­кали была примешана сернокалиевая соль.

Хлористый барий. Это дешевая соль, имею­щаяся в продаже и приготовляемая из тяжелого шлага. Хлористый барий может быть изготовлен и кустарным лжпбпм,—т—ж>—более затруднитедьно, почему его

Виде. , ^

Хромовые соли очень важны в красочном про­изводстве, так как помощью их получаются прочные краски различных цветов и оттенков. Двухромово — калиевая соль, наиболее часто применимая в красочном производстве, изготовляется заводским путем и. ее покупать проще всего в готовом виде. Краски, при — готовлнные из хромовых солей, очень постоянны, не изменяются на воздухе, и кроме того, огнеупорны. Благо­даря этому их применяют при живописи на фарфоре.

Медный купорос или серномедная соль при­меняется для изготовления главным образом зеленых красок. В продаже он имеется в виде синих кусхадв (кристаллов), легко растворяющихся в воде. При этом и вода принимает синий цвет.

Продажный купорос редко бывает чистым. Обычно в нем содержатся примеси железа, что при изготовле­нии некоторых красок, как будет указано ниже, недо­пустимо. В тех случаях, когда требуется чистый купорос, лучше всего изготовлять его в красочной мастерской.

Для этого мелко порезанную медь f. in же медные опилки обливают разведенною водой серною кислотой. Медь постепенно вступает в соединение с серной кисло­той, давая купорос. Когда медь растворится вся. жидкость выпаривают больше, чем до половины и быстро охлаждают. На дне сосуда садятся куски купороса.

Свинцовый сахар продается в виде белых кус­ков, растворимых в воде. При этом вода становится сладковатой, откуда свинцовый сахар и получил свое название.

Если есть возможность получать по дешевой цене уксусную кислоту и свинцовый глет, то лучше свинцо­вый сахар готовить у себя в мастерской.

Для приготовления свинцового сахара чан напол­няется древесной уксусной кислотой и в него опускают мешок из плотного полотна со свинцовым глетом. Глет должен быть возможно тонко измельчен. Чан закры­вается крышкой.

Через несколько дней испытывают жидкость красной лакмусовой бумажкой. Если она станет синей, при­ливают при перемешивании еще уксуса.

Раствор свинцового сахара держится в плотно закрытом сосуде, иначе он мутнеет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.