Черные краски

Черных красок существует очень много. Ниже будут рассмотрены наиболее распространенные из них, при чем особое внимание будет обращено на те краски, которые могут быть приготовлены самостоятельно кустарным путем, без особых затрат на аппараты.

Сажа. Сажею называются легкие частицы угля, выделившиеся из дыма (горящего тела, когда при горе­нии было недостаточно (мало) воздуха.

Если зажечь обыкновенную керосиновую лампу и поднять высоко в ней фитиль, она начинает коптить. По всей комнате летают черные кусочки копоти — сажи. Копоть получается потому, что воздуха, который про­бивается в лампу через отвергтвия в горелке, оказывается недостаточно. Керосин не успевает на фитиле сгореть полностью и в виде сажи-копоти — вылетает наружу через отверстие в стекло.

Аппараты Для получения сажи устроены именно таким образом, что в них попадает снаружи мало воз­духа. Зажженный материал не успевает сгореть, и пре­вращается в сажу.

Для получения сажи применяются жирные и смоли­стые материалы — всевозможные масла, нефть, торфяная н древесная смола, береста и т. и.

В продаже существует много сортов сажи, имеющих ■самые разнообразные названия: английская, голланд — екая, финляндская, вологодская и т. д. Кроме того, сажу называют еще легкой и тяжелой. Все эти назва­ния очень плохо определяют качество сажи. Было бы гораздо правильнее называть сажу по тому материалу, из которого она получена. Напр.: нефтяная, берестовая, масляная и т. п.

Масляная сажа, называемая часто английской, применяется для приготовления типографских и лито­графских красок. Она наиболее дорога и для малярных работ неприменима. Для этой дели обычно употре­бляют ‘либо нефтяную и каменноугольную сажу, либо же берестовую. Нефтяная и каменноугольная сажа отно­сятся к легким сортам сажи, берестовая же — к тяжелым.

Сажа представляет собою легкий черный порошок, плавающий на воде и очень подвижной. Если взять в горсть хорошей сажи, она, подобно жидкости, легко­скатывается с руки.

Дурно приготовленная сажа имеет пригорелый, смолистый запах; некоторые сорта сажи имеют сильный запах нафталина.

Для приготовления сажи существует очень много разнообразных аппаратов. Наиболее простой из них состоит из длинного канала, построенного из кирпича. В начале канал несколько расширен. Эта часть служит местом, где происходит сжигание смолистого материала. Канал открывается в деревянную камеру, в которой устроен шатер из холста. В задней стенке камеры имеется отверстие для тяги.

Сажа, выделяющаяся из смолистого вещества, уносится по каналу в камеру. Более тяжелые ее частицы осаждаются на стенках канала., более же легкие уносятся в камеру, где и садятся на холсте. После некоторого времени работы сажекоптилки холст на­столько покрывается сажей, что тяга прекращается.

Тогда с шатра палкой сбивается сажа, благодаря чему тяга восстанавливается.

Сажа, в особенности осевшая в начале канала, имеет не чисто черный, а коричнево-бурый цвет. Это зависит от присутствия в ней несгоревших смолистых веществ, которые понижают достоинство сажи.

Хорошая сажа должна быть после получения из сажекоптилки еще прокалена. Лучше всего прока­ливание вести в глиняных огнеупорных горшках. Если такого горшка не имеется, то прокаливание можно вести в железном ящике, внутренняя часть которого плотно обмазана водным раствором огнеупорной глины. Ящик или же горшок наполняют сажей и плотно при­крывают крышкою так, чтобы прекратить доступ наруж­ного воздуха. Для выхода образующихся от нагревания газов в стенке проделывается небольшое отверстие. Сосуд помещают в печь и накаливают докрасна. При этом смолистые вещества сгорают и выходят наружу через отверстие в стенке.

Прокаленный сосуд вытаскивается из печи для охлаждения. Чтобы наружный воздух не вошел в сосуд через отверстие и не воспламенил сажи, в отверстие вставляется горящий уголек,. После охлаждения крышка снимается с сосуда, и сажа насыпается в бочки.

Костяной уголь. Костяной уголь, как пока­зывает название, приготовляется из костей. На боль­ших костяных заводах кости первоначально обрабаты­ваются бензином, который растворяет оставшиеся на костях жиры. На мелких же и кустарных заводах кости подвергаются продолжительному вывариванию в котле с водою. Выделившийся жир всплывает на поверхность воды и счерпывается. Кости же раздро­бляются на мелкие части и подвергаются обугливанию. Лучше всего подвергать обугливаншо длинные и трубча­тые кости и ребра.

Кости складываются в глиняные или чугунные горшки. Если обжигание производится в двух гор­шках, то верхний опрокидывается на нижний, и щели между их отверстиями плотно замазываются глиной. Если в дело применяется большее количество гор­шков, то верхний дном вставляется в нижний. Таким образом, крышкой покрывается только один верхний горшок. Щели между горшками замазывают глиной.

Горшки помещаются в печь, где происходит обу­гливание костей без доступа воздуха.

Если производство угля имеет случайный характер — то горшок с костями обкладывается щепками и кус­ками дерева, которые и зажигаются. При постоянном производстве обжиг костей производится в особой печи. Эти печи походят на обыкновенные кирпичные печи, в которых тонка помещена отдельно от топоч­ного пространства. Пламя проникает в топочное про­странство через особые тяговые отдушины и раскаляет горшки, отчего кости обугливаются.

Полученный уголь должен быть легким, пористым и чисто черного цвета.

Для приготовления из угля черной краски, его вынимают из горшка, гасят в воде, высушивают и тол — кут в мелкий порошок. Затем просеивают через тонкое сито. Это — так называемая костяная чернь.

Высший сорт костяной черни называется слоно­вой чернью. Разумеется, эта чернь приготовляется не из слоновой кости, а представляет собою тщательно очищенную чернь.

Костяную чернь отмучивают. Для этого ее поме­щают в чан и обливают водою при перемешивании. Более тяжелые частицы черни раньше садятся на дно, более же легкие — позднее. Их собирают отдельно, и кладут на раму, благодаря чему с них стекает избы­ток воды. Пока они еще влажны, их снова переносят в чан, где обливают соляной кислотой. Кислота рас­творяет посторонние ирнмесн, но не трогает частиц черни. Чернь переносят на фильтр и промывают водою до тех пор, пока вода не перестанет быть кислой. Это узнается при помощи лакмусовой бумажки. Полу­ченная чернь высушивается.

Полученная таким образом чернь жирна наощуиь, глубокого черного цвета, без буро-коричневого оттенка. Она применяется для изготовления лучших водяных и масляных красок.

Франкфуртская чернь. Франкфуртская чернь иначе зовется виноградною чернью. Ее вырабатывают в тех местностях, где развито виноградарство. Мате­риалом для изготовления служит гуща, получающаяся при отстаивании вина. Гущу сжигают в закрытых железных горшках без доступа воздуха. В горшке остается пористый уголь, который промывается, высу­шивается и поступает в продажу.

Графит. Графит существует в продаже в виде черных кусков неправильной формы. Наощуиь он жирен, напоминает собою мыло. При употреблении в качестве краски его размалыйают в тонкий порошок.

Черные краски часто фальсифицируются. К ним подмешивают землю, окиси железа, мелко растолчен-, ный и просеянный уголь. Особенно часто в сажу при­бавляется уголь и земля. Чтобы определить, на­сколько сажа чиста, от примесей земли, ее бросают в стакан с водою. Сажа плавает на поверхности воды, а песок опускается на дно стакана.

Если положить сажу на фарфоровую пластинку и начать подогревать, чистая сажа сгорает без остатка; костяная же чернь оставляет после сгорания белый остаток. Сажа применяется не только в чистом виде, как черная краска, но и подмешивается к боль­шинству красок для придания им более темного оттенка.

Приготовление сажи, где для этого есть подходя­щие условия •— береста, кости, нефтяные остатки и т. п.. может служить вполне самостоятельным достаточно выгодным производством.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.